Ее спектакли озадачивают. Как и она сама.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Пина Бауш родилась 27 июля 1940 года в семье владельца небольшого ресторанчика, в 1955-м поступила на отделение танца Фольквангской высшей школы в Эссене (Германия). Училась в Нью-Йорке в Джульярдской школе, танцевала в «Новом американском балете» и Метрополитен-опера.
С 1971-го работает в качестве хореографа в Вуппертале. Возглавляет отделение танца Фольквангской высшей школы. Имеет высшую награду Германии Крест «За заслуги» и премию «Европа – театру», одну из самых престижных в мире наград в области сценических искусств.
1 июля в Москве начинаются гастроли театра Пины Бауш.
Я ни черта не понимаю: кто такая Пина Бауш? Дама с пергаментным лицом, похожая на Вирджинию Вульф (так считают многие ее биографы), худощавая, всегда в черном, носит только брюки и огромные мужские ботинки. Свитера на ней болтаются – ничего обтягивающего, никаких намеков на сексуальность┘ Косметикой не пользуется, журналистов не любит, общается настороженно – долго измеряя взглядом собеседника. Тщательно подбирает слова на пресс-конференциях┘ Застенчива. Аскетична. Ей 67 лет. Она – живая легенда постмодернистского танцтеатра. Но – не балерина и не хореограф (последнее слово, по собственному признанию, ее раздражает).
***
Еще. Она курит, обожает срывать светские мероприятия, потому что уходит гулять по городу, может несколько часов провести одна в музее. Боится самолетов, не следит за новостями. Журналисты «выдернули» из ее спектакля «Вальсы» фразу: «Еще немного вина, сигаретку, но только не домой» – и сошлись на том, что это кредо Пины Бауш.
Можно предположить, что это были французские журналисты (Пину обожают парижане) – романтично и чуть порочно┘ Немецкая пресса менее романтично, но очень «весомо» и «зримо» называет свою великую соотечественницу «главным экспортным товаром Германии».
Финские балетмейстеры не в силах отрицать величия Бауш и холодно цедят: «Экспансивная феминистка┘»
В ее поведении нет ничего странного и ничего нестранного тоже. Держится приветливо, знает себе цену. Ролан Пети в разговоре с московской аудиторией заявил: «Есть хореограф, которого я обожаю, – это мадам Пина Бауш. Вы видели ее «Весну Священную»? Совершенство». Из слов Пети ясно: Пина Бауш – гений. Но больше не ясно ничего┘
***
В 33 года она стала руководителем труппы в Вуппертале. Первое, что сделала, – переименовала балетную труппу в танцтеатр. Краткая справка о танцтеатре. Это форма художественной рефлексии, возникшая на стыке двух культурных парадигм, модернистской и постмодернистской, что, соответственно, наложило отпечаток на структуру, систему образов и сам художественный метод, лежащий в основе танцтеатра. Под понятием «танцтеатр» (в узком смысле слова) подразумевают комплексную систему мышления и чувствования, в которой абсорбировались ведущие идеи и методы постмодернизма – с его бесконечной иронией, самоиронией, деконструкцией и нарушением всяческих границ.
Леонетта Бентивольо, итальянский критик, писал, что танцтеатр расширяет язык самовыражения танцовщиков, выдвигая на первый план стремление конкурировать с правдой жизни.
***
Цель исследования театра Бауш – внутренний мир личности. Но инструмент исследований всегда один – тело. Ее представление о мире – субъективно, как и ее представление о теле. Это всегда что-то разорванное, нервное, эклектичное. Слова, кабаре, танец┘ немного балетной техники┘ Ее спектакли озадачивают (как, впрочем, и она сама).
Дерзкое, сильное театральное воображение, парадигма стилей и жанров – немного смешно, но по большей части трагично┘ И каждый делает вывод из увиденного на сцене сам. Пина никогда не дает объяснений – даже самых простых, – что она дела-
ет, что происходит на сценической площадке.
Не «разворачивает» сюжет, ни слова о методах, сверхзадачах┘ Она молчит с журналистами. Хотя молчание – не самое правильное слово. Скорее это умалчивание┘
***
Экспрессионистские танцевальные теории возникли в начале прошлого века, и «интеллектуальная революционерка» – так ее тоже частенько называют в научных исследованиях – быстро их освоила. И четко продолжила линию хореографического авангардиста Франсуа Дельсарта и Жака Делькорзи (а также своего непосредственного учителя Курта Йосса): поиск естественной, свободной от условности жестикуляции. В способности придумывать все новые и новые «свободные» движения Пине Бауш по сей день нет равных.
***
Она танцует с пяти лет. Каждый раз в критических статьях, особенно тех, кто недолюбливает Бауш, присутствуют слова «она круглая отличница по всем предметам». Ей все и всегда давалось легко┘ так говорят. Она опять умалчивает.
Кто-то злобно написал: «Эта женщина, никогда не снимающая грубых ботинок, – главная достопримечательность мрачного городка Вупперталь».
Бауш легко парировала: «Да, там нечего делать, можно только работать». Она, конечно же, не только работает. Есть и личная жизнь. Вот скромная информация об этом. На одном из танцевальных семинаров познакомилась со своим будущим мужем и сопостановщиком, сценографом Рольфом Берцигом. У нее есть любимый танцор – Доминик Мерси. По слухам, его мнением она бесконечно дорожит. Почему ей так дороги советы Доминика и┘ как быть с Берцигом? Никакой логики. Характер у Пины? Очевидно, не совсем нордический.
***
Год назад я случайно оказалась рядом с Пиной Бауш. Два часа просидела на полу вместе с ней на ее представлении «Мойщик окон». (Других мест не было – для меня, это понятно, но вот почему их не было для Бауш?) Пергаментная кожа – ну нет, елки! Вирджиния Вульф – это не про Пину Бауш┘ Их роднит разве что отсутствие гламура. На Бауш, как обычно, мужские ботинки, изящно подчеркивающие ее хрупкость, костюм иссиня-черный, глаза – серые? Очень мягкий взгляд. Выглядит лет на сорок┘
Аскетичность? Опять не про Бауш. По крайней мере я видела стильную, изысканную, элитарную женщину с великолепной фигурой и очень живой реакцией на происходящее вокруг. Да, она действительно не красится. И в редких интервью постоянно говорит: «Для меня красота – это то, что настоящее┘» Спектакли ее тоже без тени косметики: то бесконечный дождь льет прямо на подмостки («Ария»), то восемь тысяч гвоздик («Гвоздики»), как гора снега (или песка?) по всей сцене┘
***
Она снялась в двух культовых фильмах. У Феллини в очень театральной картине «И корабль плывет» сыграла слепую принцессу, которая на ощупь играет в шахматы. И в фильме Альмодовара «Поговори с ней» сыграла Пину Бауш (иначе говоря, саму себя – и ведь ни черта ее это не смутило?), где станцевала пару сценок из своего легендарного спектакля «Кафе Мюллер».
***
«Я никогда не хотела быть хореографом, я всегда хотела только танцевать. Я начала ставить, чтобы сочинить для себя большие главные роли – но это так и осталось мечтой. Я потанцевала только в «Кафе Мюллер» и еще в одной вещи. Я все еще жду своих ролей┘» – это Пина Бауш говорила на московской пресс-конференции. В конце добавила: «У меня проблемы с коммуникацией – я всегда боюсь что-то неточно выразить или неправильно сказать». Потом она рассмеялась┘ Такой сильной эмоции от «стянутой» наглухо в «черный кокон» великой Пины Бауш никто не ожидал – но смеялась она очень заразительно┘
***
Спектакль «Мазурка Фого», который мы сможем увидеть уже 1 июля, – один из самых шикарных спектаклей труппы Вупперталь. Мелодии Кабо-Верде и томные фадо┘ А начинается представление со стонов Эроса. Кстати, на одной из фотографий, сделанных на раннем представлении (или после?) «Кафе Мюллер», Пина Бауш стоит в балетной пачке и┘ с обнаженной грудью. Но волосы, как обычно, стянуты в тугой узел на затылке.